Администрация городского округа

Формирование современной городской среды на территории городского округа Семеновский


  Логин: Пароль:
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


  Поиск:  
Фото Носкова Н.Ф.
Отчет главы администрации Носкова Н.Ф.
Оценка эффективности деятельности руководителей
Права человека Обратиться в администрацию Противодействие коррупции Развитие конкуренции Оценка регулирующего воздействия

Нашим гостям История и символика Органы власти Документы Услуги Экономика и статистика Избирательная комиссия Социальное обслуживание Семеновская городская прокуратура МЧС и МВД Средства массовой информации English

· Главная
· Ваш аккаунт
· Архив новостей
· calendar
· Обратная связь
· Статистика
· spravka
· Добавить новость
· Доска объявлений

Просмотрено
49010226
страниц сайта c 8 Августа 2006

Электропоезд Семенов-Нижний Новгород

Электропоезд Нижний Новгород-Семенов

Автобусные маршруты



Историко-художественный музей

Семеновский государственный историко-художественный музей.

Семеновский историко-художественный музей (28441 bytes)

   
    Примерно сто лет назад, в центре города Семенова, на небольшой улочке Сластенинской, примыкавшей к Соборной площади, мещанин и торговец щепным товаром Петр Петрович Шарыгин построил для своей семьи красивый двухэтажный особняк из красного кирпича. Стены вызывают восхищение своей необычной кладкой: сверху донизу они выложены затейливым геометрическим узором. Старожилы рассказывали, что для придания кирпичам граней различной формы, в том числе и полукруглой, работала специальная бригада каменотесов.
    Семья Шарыгиных прожила в этом доме недолго: грянула революция 1917 года и особняк перешел в собственность советского государства. В течение 70-ти лет в бывшем купеческом доме располагались различные учреждения: народный дом, детский дом, воинская часть, поликлиника, райком ВЛКСМ и др. В 1980 году этот старинный особняк с прилегающей территорией передали Семеновскому государственному историко-художественному музею.
    Визитной карточкой музея служит часть интерьера купеческого быта второй половины XIX века, которая размещена на первом этаже музея. Экспозиция составлена в основном из подлинных предметов, относящихся к прошлому столетию. Наибольший интерес представляет мебель из ценных пород дерева работы французских и российских мастеров: с инкрустацией, бронзовыми накладками, резьбой.
    Экспонируются различные изделия, украшенные вышивкой бисером, причем выполнены они монахинями Медведевского монастыря, старообрядческих скитов Семеновского уезда.
    "По широкой и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. От правого берега реки до теплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-березовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами. А жил на ней мастер-умелец по кленовой и березовой ложке Семен Ложкарь по прозвищу. С ним в соседях вокруг мордва, мещера да мурома, звероловы да хлеборобы русские, что с правого берега от ярма и неволи сюда попрятались.
    Жил Семен Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой, со своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья".
    Так красиво и поэтично звучит одна из легенд писателя-сказочника С.В. Афоньшина о заселении Керженского края, а чтобы узнать подробнее историю земли Семеновской, нужно побывать в замечательном нашем музее, пройтись по его залам.
    Очень интересна экспозиция первого зала "История и быт Семеновского уезда в дореволюционный период", центральное место в которой занимают материалы о расколе.
    В середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче крепостничество усилилось, что вызывало протест, недовольство народных масс, восстания. Недовольство вызывали и реформы патриарха Никона, который пересмотрел церковные книги и обряды. Эти нововведения часть верующих - старообрядцы, не признавали, что в конечном счете привело к расколу православной церкви. Старообрядцы или раскольники подвергались преследованиям со стороны властей и Никона и вынуждены были бежать вглубь России. В конце XVII - начале XVIII века село Семеново и керженские леса с их "тишью, безмолвием и покоем" становятся для них приютом. Уже в 1657 году появился первый раскольничий скит "Старый Керженец" близ современной деревни Ларионово, а в конце XVII столетия их насчитывалось уже 94. Население Семеновского уезда увеличилось в 3 раза за счет притока старообрядцев.
    Экспозиция широко отражает жизнь и быт старообрядничества. Здесь на фото - типы раскольников: уставщицы Оленевского скита, монахи Керженского монастыря; культовые постройки - внутренний вид молельни Комаровского скита и могила игуменьи Манефы. Рядом на стене вериги - орудия самоистязания религиозных фанатиков, носившие их на голом теле с целью умерщвления плоти, очищения себя от скверны. Как отголосок борьбы с расколом на Керженце, сохранилась грамота Нижегородского архиепископа Питирима о назначении монахини Софьи игуменьей Троицкого монастыря, который был им основан на месте старообрядческого скита. 1 октября 1719 года Питирим собирает всех скитских старцев в село Пафнутово для диспута, пытаясь обратить их в новую веру. В честь этого диспута в 1861 году была отлита доска-рапида (на подиуме).
    В уголке для моления представлены иконы; аналой, покрытый пеленой, которая расшита серебряными и золотыми нитями; старинная певчая тетрадь с крюковыми нотами для одноголосного пения; женская одежда, в которой молились. Рядом стоит голбец или часовенка, которые и сегодня еще можно увидеть на старообрядческих кладбищах вместо креста.
    На новых землях, чтобы выжить, староверы были вынуждены заняться земледелием и ремеслами. Они вышивали бисером и стеклярусом оклады и иконы, картины и другие бытовые предметы, занимались иконописью, переписывали книги, изготавливали кожаные четки - лестовки для моления. Кстати, последний промысел был единственным для всей Российской империи, а часть лестовок шла за границу - в Австрию и Турцию.
    Лестовка - это то же, что монашеские четки, выполненные в виде петли с кожаной основой, по которой расположены рядом друг к другу валики - десятками (9 мелких и 10-й крупный). Оба конца ременной (кожаной) основы соединены вместе, на месте соединения пришиты 4 лопасти треугольной формы. Каждая лопасть имеет символическое значение.
    Лестовка, со слов старожилов города, происходит от слова "лестница", т.е. подниматься по ступеням в молитвах до Бога. Четыре "лопастки" - четыре евангелиста-пророка: Марк, Лука, Исайя, Матфей. Обшивка вокруг "лопасток" обозначает евангельское учение. Внутри "лопасток" 7 колечек, обозначающих 7 тайн господских. 6 маленьких ступенек и 3 больших обозначают 9 архангельских чинов. 12 ступенек - это 12 апостолов пророков. 40 ступенек плюс 2 больших - 40 недель ходил Иисус в утробе матери. 33 ступеньки - 33 года ходил Иисус с учениками по земле. 17 ступенек - 17 учений господских.
    Выделкой лестовок в Семенове занималось небольшое количество семей, всего 10-15, не более, труд оставался чисто кустарным. Основным материалом для изготовления лестовок служила кожа местной выработки "юфтя", а на валики шла обыкновенная бумага. Украшением служили различные вышивки, начиная от разноцветной пряжи, бисера и кончая золотом. Интересно, что назначение лестовок самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у брачующихся в руках обязательно должны быть четки, при этом использовались самые красивые и дорогие. Многие раскольники подавали лестовки вместе с разной милостыней - деньгами, хлебом, вещами и т.п. Старцы скитов с ними обычно не расставались ни на минуту, лестовки им служили и орудием наказания 'белиц" вместо плеток. Существовали также траурные четки. Весь кустарный лестовочный промысел в г. Семенове поддерживал купец-благотворитель Николай Александрович Бугров. Он скупал их в большом количестве и раздавал всем последователям "его веры", т.е. беглопоповцам. Часть лестовок расходилась на месте по купцам-благотворителям, часть продавалась в Нижнем, в Городце и на Нижегородской ярмарке.
    Если говорить о времени возникновения лестовочного промысла, то он, несомненно, появился вместе с появлением раскола в 1667 году, а может быть и ранее, так как потребность в лестовках явилась только у раскольников при совершении молитв.
    Применяя сложную технику вышивки – “белую строчку”, ониобвязывали полотенца, постельные принадлежности (подзоры, наволочки, покрывала), женские рубахи и т.д. Об этом рассказывают витрины и стенды экспозиции и временных выставок музея. С приходом старообрядцев в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали свои валенки в 1851 году на Всемирную выставку в Лондоне.
    Одним из главных занятий раскольников было изготовление деревянной посуды, ложек с символическим черенком – двуперстным знамением. Именно со старообрядчеством связано возникновение хохломского искусства росписи по дереву, особенностью которой является получение золотистого цвета без применения золота.
    В одной из витрин – фото Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского), который жил в Семенове и уезде в 1825-1829 годах в семье земского заседателя и бывал позднее здесь по делам раскола, будучи чиновником Министерства внутренних дел по особым поручениям. Личные впечатления и наблюдения о жизни старообрядцев описаны им в романах “В лесах” и “На горах” и в очерках по истории раскольничества.
    До революции 1917 года в городе Семенове было единственное предприятие – чугуно-литейный завод купцов Рекшинских, который выпускал весовые коромысла, печные дверцы, задвижки, утюги, сковороды, котлы и другие чугунные изделия высокого качества. С весовыми гирями завод вышел на общероссийский рынок.
    На одном из стендов – план застройки города 1779 года, выполненный по рисунку Милотворского И.А. Город имел форму правильного квадрата и занимал в длину и ширину всего по версте с пятью площадями. Улицы прямые, широкие, параллельные, диагональные и сходятся в площадях. Такая застройка осуществлялась по Указу Екатерины II и сохраняется до сих пор. Именно поэтому город Семенов решением правительства от 1990 года включен в Список исторических мест России как памятник градостроительства XVIII века.
    Исторический зал предлагает к осмотру посетителей много и других интересных экспонатов: орудия труда и предметы быта, одежду крестьян и мещан, большую коллекцию изделий семеновских кузнецов, славившихся своим мастерством, старинные карты – схемы, деньги, книги, фото, документы, макеты, мебель, посуда и т.п. – всего свыше 500 экспонатов и продолжает пополняться за счет поступлений от населения Семеновского района.
    Город Семенов – крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. Уже в XVII веке здесь были сосредоточены токарный, ложкарный, игрушечный промыслы.
    В 1934 году в городе был создан музей кустарно-художественных промыслов. Его организатор – Г.П. Матвеев длительное время собирал и хранил уникальные произведения народных умельцев, которые стали первыми экспонатами музея. И сегодня они бережно хранятся в Семеновском историко-художественном музее, который отобрал на свои стенды лучшие изделия местных мастеров прошлых и нынешних времен.
    Первая экспозиция, которая обращает на себя внимание в зале “Резьба” – это богатая, разнообразная коллекция деревянных ложек. Здесь воочию можно убедиться, что недаром с незапамятных времен город Семенов называли “ложкарной столицей”. Едва ли не вся Россия ела семеновскими ложками. В витрине – ложки разных форм и размеров, каждая имеет свое назначение и название: хохлатка, троицкая, серебрушка, шведская, еврейская, турецкая, горчичная, полубасская, сибирка, сливочная… В этом обилии можно заметить, что есть ложки белые, некрашеные, есть ложки, крапленые легким узором, а есть и лакированные, золотистые, хохломские. Здесь вы узнаете историю развития ложкарного промысла. На одном из стендов можно наглядно проследить весь процесс изготовления ложки и представить, как в умелых руках мастера обыкновенная “баклуша” за 20 минут превращается в готовую ложку. Здесь же представлен и нехитрый инструмент ложкаря, среди них лучковый станок – далекий прародитель токарного. Картина художника Хвощева дает представление о жизни и быте семеновского ложкаря.
    Далее вы узнаете историю возникновения школы художественной обработки дерева. В 1925 году учащиеся этой школы посылают свои изделия в Париж на международную выставку и получают серебряную медаль и диплом II степени.
    В музее представлены высокохудожественные изделия 30-х годов, украшенные мозаикой, которые не требуют ни красок, ни лаков, отличаются долговечностью и могут сотни лет сохранять свежесть и яркость орнамента.
    Следующий раздел экспозиции знакомит с искусством знаменитых в здешних краях резчиков по дереву – Д.Н. Мазина, И.Т. Абрамова, Л.П. Левина. Три имени, три стиля, три пристрастия…
    Л.П. Левин силен в геометрической резьбе, в филигранном орнаменте. Удивляют и восхищают каждого настенные панно – тарелки с кружевной изящной резьбой, резные панно по мотивам картины В.М. Васнецова “Гусляры”. Вы не сможете также не обратить внимания на точно и чисто выполненную таблицу технологического процесса геометрической резьбы по дереву, которая была предназначена автором для своих учеников в Семеновской профтехшколе.
    Несколько барельефных картин и портретов Д.Н. Мазина выдают его интерес к человеческим характерам, к передаче динамики и острых столкновений. Это “Битва на Чудском озере”, “Пир царя Салтана”, портреты К.А. Тимирязева, А.М. Горького. Массивная рама к портрету А.М. Горького – сама по себе удивительно тонкое и ценное произведение искусства. Если вы внимательно присмотритесь к ней, то в штрихах резного узора увидите знакомые образы горьковских повестей и рассказов.
    У И.Т. Абрамова особый интерес к деревянной скульптуре. Его керженский старичок встречает вас у входа на второй этаж музея. Сам большой любитель природы, мастер изображает в деревянной скульптуре животных, птиц, сцены охоты.
    Здесь, в этом же зале – многое от русской сказки, от фольклора. Причудливые переплетения древесных корней напоминают фантастических птиц и животных. Все это, словно часть глухих и синих семеновских лесов, где под корнями сосен петляет омутистый Керженец. Здесь каждому посетителю знакомо состояние душевного очищения и взлета, как бывает всякий раз при соприкосновении с искусством, гармонией, хорошим вкусом.
    Познакомившись с экспозицией зала “Резьба”, вы попадаете в “игрушечное царство”. Самая старинная игрушка, представленная в музее – “федосеевская”. Семеновское село Федосеево некогда на всю Россию славилось своими игрушками, сработанными исключительно при помощи ножа, топора и фантазии автора. Мастера-умельцы – З.Р. Кокурин, С.В. Егоров, А.С. Логинов облюбовали свой тип “баляс” (так называют здесь игрушки) – ярко-канареечные, украшенные пятнами красного фуксина и зеленого крона. У такой игрушки есть то, что всегда привлекало к ней детей: праздничность окраски и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. А люди старшего поколения вспомнят, как когда-то в детстве их притягивало к этой пестроте и затейливым выдумкам.
    В одной из витрин – изделия талантливого игрушечника Л.В. Котикова, автора занимательных потешек “с секретом”. Его игрушки могут танцевать, кружиться и стучать, вызывая восторг и удивление у детей.
    Другой тип игрушек, представленный в экспозиции, был распространен в деревнях Взвоз, Мериново, Хомутово и других. Это токарная игрушка – самоварчики, шаря, погремушки и т.п.
    Здесь же можно увидеть и популярные во всем мире изделия – яркие матрешки в русских сарафанах и платках. Своеобразие и прелесть их в том, что многоместные матрешки состоят из 10, 18, 40 и 50 кукол, вставленных одна в другую. Чтобы сделать такую матрешку, надо обладать особым мастерством и большим опытом. Многоместные матрешки очень тонки, их стенки не толще яичной скорлупы. Роспись на них самобытна, неповторима, цветы неожиданны.
    Сегодня мастера семеновской игрушки в своих новых работах не только продолжают традиции старых мастеров, но и разрабатывают новые яркие образы. В нашем музее можно увидеть несколько вариантов матрешки. Это – “Русская красавица” и “Русский молодец”, “Барин и барыня”, сувенир “Семья” и другие, а также столярные игрушки – занимательные образы животных и птиц.
    Гордостью музея и главным его богатством являются обширные и уникальные коллекции изделий с хохломской росписью. Золотые узоры, вобравшие в себя всю красоту земли русской, восхищают каждого, кому довелось познакомиться с этим видом народного промысла, возникшего еще в XVII веке в заволжских лесах вокруг торгового села Хохлома. Экспозиции зала, где представлена знаменитая семеновская хохлома, раскрывают историю ее развития.
    Тускло мерцает в стеклянных витринах потемневшее от времени золото чашек и поставков, которые в прошлом столетии были принадлежностью повседневного крестьянского обихода. А рядом сияют свежим лаком и радуют глаз фантастическими цветочными узорами изделия современных мастеров.
    Истоки искусства хохломы уходят в далекое прошлое, а зарождалось оно в поселениях раскольников, среди которых было немало “богомазов”. По данным исследований искусствоведа Т. Емельяновой, хохлома имеет связь с иконописью. От нее роспись унаследовала не только некоторые технологические приемы, но и колорит местных икон, в котором преобладают теплые тона, сочетающиеся с золотым фоном. Часто в старинных иконах местного письма встречаются и мотивы орнамента, напоминающие хохломские. Так, в музее представлен киот периода XIX века, украшенный орнаментом с элементами хохломской росписи, который бытовал в Комаровском скиту Семеновского уезда.
    Предположения ученых о том, что технология хохломской окраски формировалась под влиянием иконописного ремесла, подтверждают легенду, которую рассказывают заволжские старожилы о раскольнике-богомазе, умевшим делать чудесные золотые чаши из дерева.
    В настоящее время на объединении “Хохломская роспись” существует иконописная мастерская, где пишутся иконы с соблюдением современной хохломской технологии.
    Уже ко второй половине XIX века ассортимент хохломских изделий отличался большим разнообразием, сложилась технология окраски, были разработаны основные типы орнамента. Свидетельство тому – экспонаты, представленные в первой витрине зала. Это тарелки, чаши, миски, вазы, ковши-скобкари, киот для иконы. И здесь мы можем убедиться, что в те времена, как и сейчас, излюбленным мотивом в росписи у мастеров была традиционная “травка” – вьющаяся ветвь на золоченом фоне. Позднее появилось множество других видов в росписи, которые можно рассмотреть на изделиях, дышащих стариной. Среди них – необычные, не похожие на хохлому, например, “славянская вязь”, взятая из древнерусских книг. Но это все лишь эксперименты. И только благодаря Г.П. Матвееву – организатору школы по художественной обработке дерева в городе Семенове, впервые здесь была создана база для развития настоящего хохломского искусства.
    В следующей витрине – работы известных ковернинских мастеров, ведь именно они знали старую роспись и могли научить этому искусству молодежь.
    Не случайно название артели, организованной в 1931 году – “Экспорт”. Семеновская деревянная посуда с чудесной “позолотой” становится известной далеко за пределами России. Художник П.П. Кончаловский посвятил две свои работы семеновским мастерам. Это картина “Художницы за работой” и портрет мастера – ковшечника А.Е. Ершова. Эти работы можно увидеть в нашем музее.
    В витринах – разнообразные хохломские наборы. Буйство золотого, красного и черного создают нам праздничное настроение. Здесь представлены работы художников – настоящих виртуозов хохломского искусства, в совершенстве владеющих всеми его секретами. Среди них – лауреат Государственной премии России имени И.Е. Репина – З.Ф. Киева, заслуженные художники России – Е.Н. Доспалова, Н.И. Иванова, Н.П. Сальникова. В экспозиции – столовые наборы для ухи, кваса, окрошки, пельменей, компота, ягод, праздничные ковши-скобкари для меда, кваса и других традиционных русских угощений.
    Растущая популярность хохломских изделий объясняется сочетанием практичности, удобства их применения в быту с оригинальностью традиционных форм и высокими художественными достоинствами уникальной ручной росписи. Внимательно присмотревшись к изделиям, вы можете убедиться, что у каждого автора свой излюбленный мотив: Е.Н. Доспалова предпочитает эффектное фоновое письмо, у Н.И. Ивановой роспись отличается поэтичностью, Т.А. Белянцева – мастер-виртуоз верхового письма, а Н.И. Чикалова-Денисова славилась среди “травниц”; ведь именно она расписала первый хохломской набор крупной травкой в 1964 году, который представлен в одной из витрин.
    В этом зале также ваше внимание привлекут работы художников экспериментальной лаборатории объединения “Хохломская роспись” – изделия, предназначенные для украшения интерьера или для памятного подарка к знаменательной дате: это крупной формы декоративная ваза к 200-летию города Семенова, сувенирная 115 сантиметровая деревянная ложка для победителей хоккейного турнира и другие.
    Удачной находкой явились изготовленные мастерами комплекты женских украшений: яркие расписные деревянные бусы, броши, браслеты.
    Немало труда, терпения и сноровки, а также истинного вдохновения требуется от мастеров разных специальностей, чтобы состоялось чудо: из обыкновенного куска дерева родилось произведение искусства.
    … Семеновская жар-птица облетела весь мир. Сколько наград, медалей, дипломов увезли хохломские мастера с международных выставок и ярмарок. Экспозиции отдела художественных промыслов на ярких, красочных, своеобразных экспонатах показывают богатство талантов наших самобытных народных художников.



Слово о поэте

“Усталость тихая, вечерняя,

Зовет из гула голосов,

В Нижегородскую губернию

И в синь семеновских лесов”.

Ну что еще может так всецело захватить любовью к родному краю, как не эти заповедные и знакомые многим из нас с юных лет строчки? А ведь есть еще немало лирических шедевров поэта, без которых трудно представить всю красоту и неповторимость нашего керженского края. “Семеновский соловей”, так любовно называют поэта Бориса Корнилова, слава которого давно перешагнула за пределы лесного Заволжья. Но нам, жителям Семенова, память о нем особенно дорога.
    Стоит на улице Ванеева красивое двухэтажное здание, бывший купеческий особняк. Дом этот исторически связан с именем Б. Корнилова.
    В 20-е годы здесь располагался коммунистический клуб и именно здесь поэт начал писать свои первые “ершистые и будоражащие всех стихи”, помещая их в сатирическом журнале “Ложкой по лбу” и газете “ Комса”. А разглядел талант будущего поэта известный нижегородский литератор, корреспондент губернской газеты “Молодая рать” Павел Штатнов, который и вывел его на большую дорогу поэзии.
    29 июля 1982 года к 75-летию со дня рождения Бориса Корнилова по инициативе общественности города и благодаря многим и многим энтузиастам в здании нынешнего музея был открыт литературный отдел, посвященный жизни и творчеству поэта-земляка. Материалы двух залов рассказывают и семеновском и ленинградском периодах его жизни. На стендах и в витринах – сборники стихов поэта, в том числе и редкие прижизненные издания, фотографии, автографы, личные вещи, а также ксерокопии рукописей стихов из Пушкинского дома-музея.
    Нелегкую эстафету новой жизни принял Корнилов и его друзья-комсомольцы в те тяжелые 20-е годы, но поэт любил свое поколение, оно всегда было для него прекрасным и сильным. Все, чем жил тогда комсомол, страна – отражалось в стихах поэта. “На моря”, “Интернационал”, “Тройка”, “Айда, голубарь, пошевеливай” и многие другие были написаны в те годы. В 1928 году вышел первый сборник стихов поэта “Молодость”, в который вошли 23 стихотворения. Посвящен сборник Ольге Берггольц, бывшей жене Бориса Корнилова. В витрине, посвященной прижизненным изданиям поэта, можно увидеть этот сборник, а также и другие издания, всего – 10 экспонатов.
    Борис Корнилов был комсомольским поэтом. Его известная поэма о подвиге героев-комсомольцев Украины “Триполье” – едва ли не самое лучшее из того, что сказано в советской поэзии о юных героях революции. В 1934 году вышла в свет его вторая, знаменитая поэма “Моя Африка”, высокую оценку которой дал великий французский писатель Ромен Роллан в своей статье “Европейский дух”. Это поэма о первой любви, о Петрограде военных лет, о гражданской войне, о высоком чувстве долга. На 1-ом Всероссийском съезде писателей Борис Корнилов был признан одним из самых талантливых молодых поэтов.
    Большой ценностью и украшением зала, рассказывающего о семеновском периоде жизни поэта, является интерьер комнаты дома Корниловых, экспонаты для которой были подарены сестрой Александрой Петровной. Благодаря подлинным вещам, воспроизведена обстановка тех далеких 20-х годов, когда Борис с родителями и сестрами жил в Семенове. В экспозиции вы увидите незатейливые часы-ходики на стене, самодельные резные шашки, в которые играл поэт с отцом, стол с пузатым самоваром, за которым любила чаевничать по вечерам семья Корниловых, и даже березовый туесок, в котором Таисия Михайловна, мать поэта, посылала сыну посылки в Ленинград.
    Переходя в “ленинградский зал”, мы слышим негромкую мелодию всем известной, особенно популярной в 30-е годы “Песни о встречном”. Может быть, не все знали, что слова этой песни написаны поэтом Борисом Корниловым, нашим земляком. В 1932 году она впервые прозвучала в фильме “Встречный”. Стихи положены на музыку известным композитором Д.Д. Шостаковичем. В 1945 году, в далеком Сан-Франциско, на международной конференции, посвященной образованию Организации Объединенных Наций, песня стала гимном ООН.
    В этом зале вы услышите рассказ о последних годах жизни поэта, его трагической гибели, ознакомитесь с документами следственного дела и обвинительного заключения, материалами о реабилитации, большой вклад в дело которой внесла поэтесса О. Берггольц. В витрине – стихи поэта “Прадед”, “Чаепитие”, “Елка”, которые в обвинительном деле были признаны “антисоветскими”. Двадцать лет поэзия Бориса Корнилова находилась под запретом и лишь в 1957 году его имя к нам вернулось. Следующий стенд экспозиции предлагает вам посмотреть посмертные издания поэта. Они вобрали в себя его лучшие стихи, такие как “Соловьиха”, “Продолжение жизни”, “Вечер”, “Ожидание”, “Качка на Каспийском море”, “На Керженце”, детская сказка “Как от меда у медведя зубы начали болеть” и многие другие. Всего выставлено в экспозиции – 24 издания.
    Лесной баловень Керженец, глубокие омута с “лиловым отливом, староверческие, потемневшие от времени бревенчатые часовенки. Неоглядный простор лугов с тихими речными заводями, где “шиповники все в розанах стоят”. Край соловьиных песен. Об этих удивительный местах рассказывают стихи Бориса Корнилова.
    Любители и почитатели таланта поэта: О. Берггольц, М. Бернович, А. Урбан, М. Колосов, М. Луконин, Я. Смеляков и многие другие оказали неоценимую помощь музею, подарив ценные экспонаты. И сейчас музею – 15 лет. За это время его посетили десятки тысяч экскурсантов со всей России и других стран, оставляя в книге отзывов много теплых слов.
    До обидного мало прожил Борис Корнилов – чуть больше 30-ти. Не успел он совершить всего того, что мог бы совершить. Но и тем, что он успел сделать, он остался и в поэзии, и в наших сердцах. Сбылись его пророческие слова:

Ты не уйдешь, моя сосновая,

Моя любимая страна.

Когда-нибудь, но буду снова я,

Бросать на землю семена.

    Все дальше и дальше отдаляются от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Все меньше остается в строю участников войны, которые уходят порой незаметно. А ведь именно им мы обязаны своей жизнью. В память о них в нашем музее создана экспозиция “Семеновцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”. Ценность этого зала в том, что все экспонаты – подлинные, прошедшие через горнило войны, пропахшие гарью и порохом. На стендах и в витринах вы увидите самые разные материалы, касающиеся военной поры: письма, награды, личные вещи, материалы о детских домах, располагавшихся в нашем городе в годы войны, о земляках-партизанах, участниках сопротивления, работниках тыла и другие. О каждом из экспонатов вы услышите интересный рассказ экскурсовода.
    30 тысяч защитников Родины дал фронту Семеновский район. 7 тысяч из них погибли. Пять наших земляков были удостоены высокого звания “Герой Советского Союза”, три человека – полные кавалеры ордена Славы, самой почетной солдатской награды.
    Советские люди боролись за свободу не только на фронте, в тылу, но и за колючей проволокой. В экспозиции имеется стенд, который заслуживает особого внимания. Его материалы рассказывают об узниках лагеря Бухенвальд. 56 тысяч жизней унес он, и лишь немногие остались в живых. Один героический эпизод из жизни Бухенвальда: 11 апреля 1945 года в лагере произошло восстание узников, в результате которого более 20 тысяч человек освободило себя. В восстании участвовало несколько отрядов, состоящих из заключенных разных национальностей. Русским отрядом командовал Иван Иванович Смирнов, подполковник, кадровый военный, а также наш земляк – семеновец Вениамин Михайлович Щелоков, совсем молодой парень, сумевший во время восстания захватить весь немецкий автопарк. Два героя, оставшиеся в живых и встретившиеся после окончания войны в Семенове. И.И. Смирнов так и остался жить в нашем городе вместе с семьей, которая в годы войны была сюда эвакуирована. В витрине, рядом с документами и фотографиями находится экспонат, которым музей особенно дорожит. Это книга “Бухенвальдский набат”, написанная Смирновым И.И. уже после войны, в 1966 году, в Семенове и издана Волго-Вятским книжным издательством.
    Один из интересных стендов рассказывает о самобытном, талантливом человеке, нашем земляке, также прошедшем военными дорогами – Сергее Васильевиче Афоньшине, который после войны занялся писательской работой и прославил наш край своими сказами и сказками.
    Все экспонаты для военной экспозиции были подарены музею местными жителями, сохраняя тем самым память о людях, отдавших свои жизни во имя нашей. Открытие зала было приурочено к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
    Регулярно в музее проводятся тематические выставки, выставки и экспозиции, посвященные отдельным знаменательным датам из жизни города или людей, его прославивших.
proezdm.GIF (31173 bytes)


Музей с радостью и вниманием встретит каждого. Ждем Вас!



Семеновский государственный историко-художественный музей
Наш адрес: 606600, г. Семенов, Нижегородской области,ул. Ванеева, дом 5А
тел. (831-62) 5-19-30 – директор музея
(831-62) 5-27-61 – экскурсионный отдел

Объединить или нет улицы г.Семенова – Розы Люксембург и Горького в одну улицу и присвоить ей единое наименование?

объединить и присвоить наименование «ул. Горького»
объединить и присвоить наименование «ул. Нижегородская»
оставить без изменений



Результаты
Другие опросы

Ответов: 99
Комментариев: 0

Телефонный справочник Инвестиции

г.о.Семёновский

РТСР

Бюджет для граждан

Заплати налоги

Голосование по отбору общественных территорий

Карта52.рф

МКУ МФЦ городского округа Семеновский Электронный 
инспектор Услуги не выходя из дома Заказ туров Муниципальный Информационный Ресурс

Семеновский районный суд Нижегородской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Портал государственных услуг Нижегородской области

О необходимости подачи уведомления об обработке персональных данных

О состоянии межнациональных и этноконфессиональных отношений

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Официальный сайт полномочного председателя Президента Российской Федерации в ПФО

Электронный прием граждан руководителями органов власти региона

УФСС по Нижегородской области

ГБУЗНО «Нижегородский областной центр
по профилактике и борьбе со СПИД и
инфекционными заболеваниями»

ГдеДетДом

Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог

Работа в России

Портал поддержки предпринимателей Нижегородской области

Доступная среда- Карта доступности объектов

Инвестиционный портал Нижегородской области

Инвестиционная карта Нижегородской области

Финансовая культура



Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Все логотипы и торговые марки на данном сайте являются собственностью его владельцев. Полное, либо частичное копирование материалов разрешено только по согласованию с администрацией сайта. При публикации материалов ссылка на данный сайт обязательна. © 2006.


Открытие страницы: 0.08 секунды
The Russian localization - project PhpNuke.RU